Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
- возможность решать различные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию;
- умением прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка:
- развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;
- развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;
- пространственное восприятие;
- развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Поэтому для организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся на занятиях и уроках любой направленности необходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии, которые способствуют формированию функциональной грамотности.
В рамках семинара «Методы формирования функциональной грамотности младших школьников» в 1-4 классах проходили открытые уроки, на которых учителя начальных классов показывали формы и методы работы, педагогические технологии, способствующие формированию функциональной грамотности.
Учащиеся 1-а класса, учитель Мошникова Т.В., на уроке математики изготовили аппликацию «Собачка» по инструкции, модель прямого угла, выполняли практические задания для получения вывода.
Учитель Михайлова Е.В. предложила своим первоклассникам отправиться на уроке математики в магазин, использовала в качестве раздаточного материала брошюру из магазина «Магнит», календари.
Ефимова Л.Е. построила урок математики во 2-а классе по теме «Прямоугольник», связав его со строительством, строительными материалами.
Учащиеся 2-б класса на уроке математики по теме «Письменные приёмы сложения вида 37+48» показали умение пользоваться контекстом. Семёнова Елена Фёдоровна продемонстрировала педагогическую технологию «Истина-ложь».
Учитель 3-в класса Вирячева К.В. предложила учащимся организовать день рождение, рассчитать продукты для приготовления салата «Оливье» по старинному рецепту.
Учащиеся 3-а класса, учитель Чеснокова М.О., проводили расчёты для овощного салата, работали в парах.
Учитель 3-б класса Диасамидзе О.П. на уроке окружающего мира предложила учащимся исследовать свойства воды. Для работы ребята разделились на группы, распределили обязанности, самостоятельно проводили опыты по инструкции, делали выводы.
Урок математики в 4-б классе был посвящён Дню снятия блокады города Ленинграда. Учащиеся вместе с учителем Савенковой А.А., выполняя математические расчёты, находили протяжённость Дороги жизни, скорость движения транспорта по льду Ладожского озера, сведения об операции «Искра». Продемонстрировали умение работать в парах, с таблицей, делать прогнозы и выводы.
На семинаре учителя рассказали о технологиях, методах, используемых для формирования функциональной грамотности, их эффективности, поделились впечатлениями о посещённых уроках. Пришли к выводу о том, что каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Для профессионального становления современного учителя важно повышать компетентность, обмениваться опытом по продуктивному применению современных образовательных технологий на уроке.
Заместитель директора по УВР Данилова Т.Е.