Траектория профессионального роста педагога в условиях инновационной трансформации образовательной среды

31 января 2022 г.

Из опыта работы учителя истории и обществознания Басыровой Ирины Николаевны.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить» А. Дистервег.

Школа – это среда становления не только ученика, но и учителя. К.Д.Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала – компетенции - в полной мере относятся к педагогу.

Поэтому на современном витке развития образования создание единой динамичной системы развития профессиональных компетенций педагога, охватывающей процесс его адаптации, развития его профессионализма, его потенциала и мастерства я считаю одной из приоритетных задач нашего образования.

26  ноября 2021 года я принимала участие в XXIV международной научно-практическая конференции «Личность. Общество. Образование. Траектория профессионального роста педагога в условиях инновационной трансформации образовательной среды» в качестве слушателя. Одним из мероприятий этой конференции был стрим «PRO - движение успешных практик ПРОФроста», на котором обсуждался вопрос о построении индивидуальной профессиональной траектории развития педагога - его направленное движение относительно уровней компетентности.

Неосознанная компетентность. На этой стадии педагог не осознает, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявленным требованиям, что само по себе является препятствием к обучению, так как отсутствует осознанная мотивация к улучшению своей работы, не актуализированы потребности совершенствования своей профессиональной деятельности.

Главная задача на этом этапе - перевод педагога в следующий уровень, для этого предоставляется возможность участия в профессиональном конкурсе.

Осознанная некомпетентность. Суть данного этапа – осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня построения индивидуальной профессиональной траектории развития.

Для этого нужна обратная связь, роль которой играет самоанализ профессиональной деятельности. Основанием для оценки своего уровня компетентности могут послужить результаты диагностики, полученные на основе входного контроля в системе повышения квалификации, решение различных педагогических, управленческих ситуаций, соответствие индивидуальной программе обучения с целью преодоления трудностей в своей профессиональной деятельности.

Осознанная компетентность характеризуется умением выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретенных знаний и навыков. На этом уровне педагог должен постоянно продумывать свои действия, анализируя достигнутые результаты, при необходимости получать консультацию. Например: все знают, что без контроля, притом регулярного, знаний и навыков школьников обучать нельзя, надо создавать банк различных методов проведения зачётных контрольных занятий. У нас есть учителя, которые десятки лет пользуются одним методом контроля знаний, который уже забыт в педагогике. Планомерный переход, даже на одном уроке из одного метода в другой, это осознанная компетентность учителя, потому что контроль, выявление имеющихся знаний у обучающихся,  на момент изложения нового материала,  дает возможность выявить проблемы в пройденном материале, и изыскать возможность их устранения.

Самостоятельное изучение отдельных проблем, индивидуальные собеседования, консультации, деловые и ролевые игры, тренинги, анализ проблемных задач, ситуаций, проведение дискуссий, решение кроссвордов, графологическое изображение темы и т.д. Для достижения результатов необходимы изменения в содержании, формах и методах организации переподготовки педагога в соответствии с его запросами.

Неосознанная компетентность характеризуется автоматическим выполнением правильных действий. При этом педагог сосредотачивает внимание не на методах достижения поставленной задачи, а на самой задаче. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.  Достигнуть этого уровня помогают итоги аттестации, конкурсов, анализы открытых мероприятий.

Важно, какие цели ставит перед собой педагог. Например, у меня лично, две основные цели: высококачественное обучение школьников, которое я достигаю в результате активной деятельности, накопленное опытом работы с обучающимися  различного уровня базовых знаний, и второе - доброжелательный контакт со школьниками – каждый ребенок  должен знать кто он для меня - как надо сделать, чтоб я слышала его. Сильного сделать более сильным, среднего – сильным, слабого – посредственным. Мне это удается.

Приняв участие в конференции, в индивидуальной траектории профессионального развития педагога я выделила для себя три основных направления деятельности:

  1. Самообразование педагога (курсы повышения квалификации, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий);
  2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе (участие в конкурсах профессиональной направленности, обобщение и представление собственного опыта работы в методических объединениях, творческих группах);
  3. Участие педагога в методической работе образовательного учреждения.

Но мне бы хотелось больше остановиться на третьем направлении моего профессионально-личностного роста - это «Участие педагога в методической работе образовательного учреждения».

Дело в том, что Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. С введением новых стандартов общего образования  необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Поэтому необходимо формировать личность, способную творчески мыслить и действовать.

Бинарные уроки – одна из форм реализации метапредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение. Такие уроки расширяют рамки обычного урока, а, значит, увеличивается возможность развития творческих способностей каждого ученика. Интеграция позволяет научить  добывать знания самостоятельно, повышать интеллектуальный уровень, развивать интерес к учению, расширить их кругозор, развить потенциальные возможности обучающихся.

Я провела 3 бинарных урока-это урок истории и обществознания в 11 классе на тему «Политический лидер. Каков он?», по истории и литературе «Живая память», посвященного Великой Отечественной войне в 10 классе, по истории и математике в 6 классе по теме «Школа в Древней Греции и «Пропорция. Проценты. Масштаб».

Я пришла к выводу, что внедрение таких уроков способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира. При проведении бинарных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.

Бинарные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.

Я убедилась в том, что учебные предметы  начинают помогать друг другу. На бинарных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Таким образом, мы видим, что результатом  работы становится система, гибко и конструктивно реагирующая на потребности образования, а главное – учитель, который способен максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной и развивающей программы.

Учитель истории и обществознания МОБУ «Сясьстройская СОШ №2» Басырова Ирина Николаевна

Наверх